ИСТОЧНИК ПЕРВЫЙ 8 страница

136. Какие добродетельные дела совершит под покровительством царя, точно на столько увеличивается срок жизни царя, богатство и границы царства.

137. Пусть царь введет общую годовую некоторую плату для обитателей своего владения, которые живут торговлей, называемую налогом.

138. Механикам и ремесленникам, точно так же, как и работникам, существующим ручным трудом, он может назначить работы, однажды в месяц.

139. Пусть не подрывает свой собственный корень и корней других чрезмерной жадностью; так как подрывом своего собственного корня он готовит себе, или другим погибель.

140. Пусть царь, тщательно рассмотрев дело, будет точен и любезен; так как такой царь — высокоуважаемый.

141. Когда он устанет от рассмотрения общественных дел, пусть усадит на этот трон своего главного боярина, законника, мудрого, сдержанного и родовитого *.

142. Так, справив все их дела, пусть ревниво и заботливо охраняет своих подданных.

143. Такой, чьи подданные похищаются разбойниками* из его царства, громко взывая о помощи, а он сам и его слуги взирают на это — мертвец, не жилец.

144. Высочайший долг князя защищать своих подданных, так как царь, владеющий только что упомянутым доходом* — обязан.

145. Поднявшись в последнюю стражу ночи, совершив собственное очищение, принеся сосредоточенно возлияния в огонь и почтив волхвов, пусть войдет в приемный покой, который должен иметь приятный вид.

146. Находясь здесь, следует удостоить вниманием всех своих подданных и потом отпустить их; отпустив подданных, пусть держит совет со своими боярами.

147. Поднявшись по склону холма с террасами, удалившись в уединенное место, или в одинокий лес, пусть совещается с ними тайно.

148. Тот царь, чьи тайные намерения другие люди, собравшись, не раскроют, завладеет всей землей, хотя бы он и был беден казной.

149. На время совета пусть прикажет удалить дураков, глупцов, слепых, глухих, животных *, древних стариков, женщин , грубиянов, больных, калек.

150. Презренные, так же , как животные и особенно женщины предадут тайный совет; по этой причине он должен быть осторожен в отношениях с ними.

151. В полдень, или в полночь, когда на него навалится телесная или умственная усталость, пусть рядит либо сам, либо в окружении о добродетели, удовольствии и богатстве.

152. Об умиротворении противников, о выдаче дочерей замуж, о сдержанности своих сынов.

153. О засылке послов, о завершении предпринимательств, о поведении своих жен и о подготовке шпионов.

154. О полном восьмисоставном предпринимательстве*: а) умиротворение, разделение, применение силы, дары, или б) земледелие, торговля, строительство мостов и плотин, строительство укреплений или их ремонт, поимка слонов, разработка рудников, население пустошей, вырубка лесов, или в) собирание дани, расходы, отпуск неугодных слуг, предотвращение дурного поведения относительно сословий и порядков, решение трудных положений в своих соб⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪



⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪кружения *, о приготовлениях того, кто собирается воевать, о поведении дружественных и враждебных старается.

156. Эти составляющие, кратко — основа окружения; кроме того восемь других* перечислены (в положении о Политике): а) 1. Друг, 2. Друг врага, 3. Друг друга, 4. Друг друга врага — на земле противника, б) отступление, 1. Тот, кто наступает в отступлении (рашниграха) 2. Тот, кто его сдерживает (акранда), 3. Поддержка для этих двух; и называют двадцать:

157. Боярин, царство, крепость, казна и армия являются пятью следующими *, так как это было упомянуто в связи с первым, кратко о семидесяти двух;

158. Пусть рассматривает как враждебного своего непосредственного соседа и приверженца неприятеля, как дружественного — непосредственного соседа своего врага, и как безучастного — помимо этих двух.

159. Пусть превзойдет всех их при помощи средств умиротворения и покоя, либо отдельно, либо совместно, храбростью и политикой.

160. Пусть постоянно думает о шести способах царской политики: союзе, войне, походе, стане, разделении армии и поиске укрытия *.

161. Тщательно взвесив обстановку, пусть выбирает: либо стоять на месте, либо отправляться в поход, союз или войну, разделение своих сил или поиск укрытия.

162. Но царю следует знать, что существует два вида союзов и войн, похода и стана и два направления поиска укрытия.

163. В союзе, который предусматривает нынешнее и будущее наступление, следует знать, есть два предписания: совместное движение и наоборот.

164. Считается, война бывает двух типов: такая, которая предпринимается по поре или нет, кем-либо самим в собственных интересах и за вред, нанесенный другу.

165. Выступление считается двусоставным: в одиночку, когда вдруг возникает спешное обстоятельство, и в союзе с другом.

166. Считается, стан бывает двух видов для того, кто был измотан стычками, или вследствие прошлых дел *, и в знак расположения к другу.

167. Если армия останавливается, а ее командующий отдельно, для выполнения каких - то замыслов, это называется теми, кто согласен с превосходством способов царской политики, двусоставным разделением сил.

168. Прикрытия бывают , считают, двух видов*: с целью превосходства, когда кто - либо тесним врагом; чтобы стать известным среди доблестных как защитник сильного царя.

169. Если знает, что в скором будущем его превосходство неминуемо, и в настоящее время ущерб невелик — тогда пусть возвращается к мирным способам.

170. Но если он считает всех своих подданных очень крепкими, а самого себя непреодолимым, тогда пусть затевает войну.

171. Когда он знает о своей армии, что она уверена в превосходстве и сильна, а об армии противника обратное, тогда пусть начинает поход на врага.

172. Но если он очень слаб в повозках и вьючных животных, в живой силе, тогда пусть осторожно стоит станами, постепенно умиротворяя своих врагов.

173. Когда царь знает , что противник силен во всех отношениях, тогда пусть разделит армию и так добьется своей цели *.

174. Но когда он слишком доступен силам врага, пусть тогда быстро ищет прибежища у праведного сильного царя.

175. Тому, кто так будет сдерживать и своих подчиненных, и армию противника, пусть всегда служит всеми силами, как Гораздому (Гуру).

176. Когда, даже при таком, он увидит возникшую опасность, пусть без колебаний возвращается к войне.

177. Всеми (четырьмя) способами политики царь должен устроить, чтобы ни друзья, ни безучастные, ни враги не превосходили его.

178. Пусть полностью рассмотрит будущие и нынешние решения, теперь, исходы всех предприятий, хорошие и дурные стороны прошлого.

179. Тот, кто знает добро и зло в будущем, стремителен в принятии решений в настоящем и понимает последовательность прошлого — не будет завоеван.

180. Пусть устроит все таким образом, чтобы ни союзник, ни безразличная сторона, ни враг не смогли нанести ущерба ему; это итог политической мудрости.

181. Но если царь предпринимает поход против враждебного царства, тогда пусть постепенно наступает следующим образом против столицы врага *.

182. Пусть царь назначает свой поход в благоприятном месяце Марджьасирша, или ближе к месяцам Пхальгуна и Чаитра* в согласии с армией.

183. Даже в другие времена, когда у него есть ясное предвидение победы, или когда несчастье обрушилось на врага, он может вести наступление на него.

184. Но, должным образом все уладив у себя, и что касается похода, защитив основу и разослав куда нужно шпионов,

185. Расчистив три вида дорог* ( через открытую местность, через болотистые земли или пересеченные водными преградами, и через леса)и своей шестисоставной армией * пусть выдвигается спокойно предписанным для военных действий способом против вражеской столицы ( шестисоставнвая армия : слоны, лошади, повозки, всадники, иногда казна, основные силы и рабочие).

186. Пусть будет особенно начеку относительно друга, который тайно служит врагу и обратно, которые перебегают так как такие — наиболее опасные враги.

187. Пусть передвигается по своим дорогам, выстроившись в виде посоха* (вдоль), или как повозка *(в ширину), или как кабан* (ромбом), или как Макара *(рыба), (т. е. в два треугольника, соединенных вершинами), или как игла *(в длинную линию), или как Гаруда*(птица — ромбоид с выступающими крыльями).

188. Откуда только он заметит опасность, туда пусть устремляет свои отряды, и сам пусть находится в прикрытии, построенном как лотос *.

189. Пусть выберет для главнокомандующего и его заместителей места по всем направлениям и повернется лицом в направление, откуда ожидается опасность.

190. По всем сторонам пусть разместит отряды воинов, на которые он может опереться, с которыми налажена связь, которые испытаны как в перенесении тягот, так и в натиске, бесстрашных и справедливых.

191. Пусть составит небольшой отряд воинов, сражающихся в тесном порядке и по собственному усмотрению остальных расположит в свободные ряды; или пусть двинет их в сражение, построив их в отряды — иглы, в отряды — ваджра *.

192. На ровной поверхности пусть сражается на колесницах и всадниками, в местах с водоразделами — на лодках и слонах, среди деревьев и кустарников — лучниками, на холмистой местности — мечами, щитами (и пр. ) оружием.

193. (Мужам, уроженцам) Курукшатра*, Матсьяс*, Паньчалас* и рожденных в Щурасена*, пусть прикажет сражаться на передовой, как и всем высоким и блистательным.

194. После построения своих отрядов следует их воодушевить и внимательно осмотреть; нужно обрисовать также характер действий, когда они достигнут противника.

195. Если он запрет противника, пусть становится в осаду, разоряет его царство и все время травит посевы, топливо и воду.

196. Подобным образом пусть разрушает водоемы, стены и рвы, и пусть нападает и тревожит его ночью.

197. Пусть подстрекает к бунту тех, кто доступен таким подстрекательствам, осведомляется о действиях противника, и в благоприятный момент пусть бесстрашно сразится, стараясь победить.

198. Нужно стараться победить своих врагов примирением, дарами и внесением разногласий, пользуясь этим раздельно или совокупно, и никогда сражением.

199. Так как в обоюдном сражении победа и поражение в битве, как учит опыт, остаются неопределенными; поэтому пусть избегает наступления.

200. Даже если те три вышеупомянутые средства оказались напрасными, тогда пусть, должным образом напрягая свои силы сам, сражается таким образом, чтобы суметь полностью выиграть битву.

201. Когда он достигнет победы, пусть как следует почтит Богов* и праведных духовных, пусть дарует освобождение *, и пусть прикажет объявить обещание безопасности.

202. Но полностью выяснив всеобщее желание, пусть посадит здесь родича побежденного правителя и пусть поставит свои условия.

203. Пусть сделает правящим законное, точно так, как оно утверждено, и пусть почтит нового царя и глав его окружения ценными дарами.

204. Захват желаемой собственности, который влечет недовольство, и ее раздел, который вызывает удовлетворение — оба подходят, выбранные в нужное время.

205. Все предприятия зависят здесь как от закономерности предопределения, так и от человеческого усилия; но из этих двух предопределение неизвестно: в случае же человеческого усилия воздействие возможно *.

206. Или, считая друга, золото и землю трояким результатом, может, постоянно используя опеку, заключить мир и возвратиться.

207. Отнесясь с должным вниманием ко всем соседним царям, которые могут напасть на него при возвращении, и своим пособникам, которые противостоят последним *, пусть отстаивает плоды похода от друзей ли, недругов ли.

208. Выиграв золото и земли, царская сила не возрастает настолько, как при приобретении надежного друга, даже слабого, но мощного в будущем.

209. Слабый друг более подходит, который праведен, благодарен, чей народ доволен, кто привязчив и предусмотрителен во всех предприятиях.

210. Мудрец считает наиболее опасным врагом того, кто мудр, знатного рода, храбр, умен, свободен, благороден и крепок.

211. Поведение, достойное Гарного (Арья), знание людей, храбрость, предрасположенность к сочувствию и большая свобода являются добродетелями безучастного.

212. Пусть царь без колебаний покинет, ради собственного блага, даже такую страну: благоприятную, плодородную и обильную для скота.

213. Для времен лишений пусть хранит свое богатство; при утрате богатства пусть хранит свою жену; пусть во всех случаях хранит себя, даже за свою жену и богатство.

214. Мудрый, обнаруживший, что все виды напастей обрушились на него одновременно, должен пробовать все способы, раздельно или совокупно.

215. На того, кто пользуется способами *, на дела, которые должны быть завершены и на все способы совместно — на эту тройку пусть обопрется и старается об их исполнении.

216. Итак, посовещавшись с боярами обо всем, поупражнявшись и омывшись после этого, царь может отправиться в полдень к женам обедать.

217. Здесь он может есть пищу от верных, неподкупных, четких; провареную, освященную писаниями, разрушающими яд.

218. Пусть добавят в пищу снадобья, противоядия против отравы, и пусть носит всегда драгоценные камни, которые разрушают яд.

219. Усердные женщины, чьи наряды и украшения были осмотрены, должны внимательно прислуживать ему опахалами, водой и благовониями.

220. Подобным образом пусть позаботится о своих повозках, ложе, троне, купании, наряде и всех своих украшениях.

221. Когда он отобедает, то может развлечься со своими женами в тереме; но, как поразвеется, в нужное время опять обязан думать о государственных делах.

222. Облачившись, пусть опять проверяет своих бойцов, все свои повозки, вьючных животных и снаряжение.

223. Исполнив вечернее поклонение, пусть, хорошо вооружившись, слушает во внутренних покоях тех, кто приносит тайные сведения и своих шпионов.

224. Но перейдя в другие тайные покои и отпустив тех людей, он может отправиться в терем, окруженный девушками, с тем, чтобы опять потрапезовать.

225. Здесь, отведав чего-нибудь во второй раз и воспрянув духом от звуков музыки, пусть уходит на покой и поднимается в нужное время, освободившись от усталости.

226. Царю, находящемуся в добром здравии, нужно соблюдать эти правила; но если он не расположен, он может возложить дела на своих слуг.

Глава VIII

1. Царь, пожелав решить законодательные дела, пусть посетит свой дворец правосудия, достойно и чинно, вместе с волхвами и опытными советниками.

2. Здесь, сидя или стоя, * подняв правую руку *, без бахвальства в жестах и украшениях, пусть разбирает дела тяждущихся.

3. Ежедневно, поочередно, согласно с принципами, извлеченными из местных обычаев и положений Святого закона.

4. Первыми из всех являются неуплаты долгов, 2) вклады и залоги, 3) торговля без права на нее (барышничество), 4) затруднения у товарищей и 5) возврат даров ("отдаривание").

5. 6) Неуплата заработанного, 7) невыполненные обязательства, 8) расторжение сделок купли и продаж, 9) споры между владельцами и их слугами,

6. 10) Споры, касающиеся границ, 11) нападения, разбой, 12) клевета, 13) воровство, 14) грабеж и насилие, 15) прелюбодеяния,

7. 16) Обязанности мужа и жены, 17) раздел (наследства), 18) азартные игры и заклады: это является в мире восемнадцатью положениями, затрагивающими законодательство.

8. Опираясь на вечный закон, пусть решает дела тех людей, которые наиболее удовлетворяют только что перечисленным статьям *.

9. Но если сам царь не совершает рассмотрение дел, тогда пусть назначит ученого волхва расследовать их.

10. Пусть приступит тот, кто наиболее вежлив, в сопровождении трех заседателей, и полностью рассмотрит представленные дела, либо сидя, либо стоя.

11. Где сидят трое волхвов, сведущих в Ведах, и ученый, назначенный царем, то такой дворец называют Велителем (Бранителем, Славой (Брахманом)),

12. Но где справедливость, пронзенная неправдой, взывает о помощи, а судьи не торопятся извлечь стрелу, там горе.

13. Либо не нужно входить во дворец, либо следует говорить правду; муж, который или отмалчивается, или лжет, становится грешником.

14. Где справедливость уничтожена неправотой, или ложью, в ходе судейского разбирательства, там они также должны быть уничтожены.

15. "Справедливость, будучи нарушена, уничтожает; справедливость, будучи соблюдена, охраняет: поэтому справедливость не следует нарушать, иначе искалеченная правда уничтожит нас".

16. Так как божественная справедливость — бык (врша); того, кто нарушает ее (Куруте/ лам), Боги рассматривают как слугу (вршала)*; поэтому пусть остерегается нарушения правды.

17. Единственный друг, который сопровождает людей даже после смерти, это справедливость; так как все остальное теряется вместе с телом *.

18. Одна четверть неправды падает на того, кто содеял, одна четверть на свидетеля, одна четверть на всех судей, одна четверть на царя.

19. Но там, где заслуживающий приговора приговорен, царь свободен от вины, и судьи убереглись; вина падает на совершившего.

20. Волхв, принадлежащий своему сословию только по названию (джьати), или тот, кто обычно называет себя волхвом, может, по велению царя, разъяснить ему закон, но слуга — никогда *.

21. Царство такого царя, у которого на виду простолюдин устанавливает закон, канет, как корова в болото.

22. То царство, где служивые необычайно многочисленны, которое заражено неверующими и нуждается в дваждырожденных, скоро совсем погибнет, настигнутое голодом и мором.

23. Воссев на троне справедливости, облачившись и восславив Богов — хранителей мира *, пусть сосредоточенно начинает следствие по делам.

24. Разбираясь в том, что годится или не годится, что является чистой правдой, а что неправдой, пусть исследует дела просителей по порядку сословий.

25. По внешним приметам пусть раскрывает внутреннюю предрасположенность людей, по их голосу, по цвету, движениям, виду, глазам и жестам.

26. Сокровенная мысль заметна по виду, движениям, походке, жестам, разговору, изменениям во взоре и лице.

27. Царь обязан защищать родовое наследство несовершеннолетнего, пока тот еще не вернулся, или пока тот еще юн *.

28. Подобным образом должна быть проявлена забота о беременных женщинах, или о тех, у кого нет сынов, о тех, чей род угас, о женах* и вдовах, верных своим господам и женщинах, постигнутых несчастьем.

29. Праведный царь должен наказывать как воров тех родичей, которые присваивают собственность таких женщин при их жизни.

30. Собственность, владелец которой исчез, царь должен приказать охранять, как клад, в течение трех лет; в продолжение этих трех лет владелец может востребовать ее; потом уж царь может взять ее.

31. Того, кто говорит: "Это принадлежит мне", — следует подвергнуть проверке, согласно правилу; если он точно описывает вид и число, и прочее, то может быть владельцем.

32. Но если он, на самом деле, не знает времени и места пропажи, ее цвета, вида и размера, он заслуживает равной по величине пени.

33. Теперь, царь, помнящий обязанности добрых людей, может взять одну шестую часть собственности, утерянной, а затем найденной, или одну десятую, или, по крайней мере, одну двенадцатую *.

34. Собственность утерянная, а затем найденная, должна оставаться под охраной дьяков; тех, кого царь поймает на воровстве последней, следует приказать умертвить под ногами слона *.

35. От того человека, который в праве сказать в отношении найденной ценности: "Это принадлежит мне ", - царь может взять одну шестую, или одну двенадцатую *.

36. Но тот, кто лживо заявит, должен быть наказан на одну восьмую своей собственности, или, если оценка была совершена, на какую-нибудь меньшую часть *.

37. Если ученый волхв нашел сокровище, оставленное в древности, он может взять его даже целиком; так как он хозяин всего.

38. Если царь найдет сокровище, давно захороненное в земле, пусть половину отдаст волхвам *, а половину поместит в свою сокровищницу.

39. Царь получает половину древних кладов и металлов в земле, как защитник, поэтому он является господином земли.

40. Собственность, украденная ворами, должна быть возвращена царем любому сословию; царю, который пользуется ею для себя, вменяется вина воровства.

41. Кто знает Священный закон, обязан вникнуть в законы племен (джьати), округов, союзов* и родов, и установить отдельно закон каждого.

42. Так как люди, которые следуют своим особым занятиям и несут отдельные обязанности, становятся ценными, даже если живут в отдалении.

43. Ни царь, ни кто-либо из его слуг не должны сами приказывать начинать тяжбу, или замалчивать дело, представленное другим.

44. Как охотник выслеживает лежку оленя по каплям крови, точно так же пусть царь раскроет, на чьей стороне правда — обосновав.

45. Если занялся судебным процессом, то следует обратить внимание на правду, на предмет, на самого *, затем на свидетеля, на место, на время и на способ совершения.

46. То может применяться добропорядочными дваждырожденными мужами, преданными закону, что он установит как закон, если он не противоречит таковым в стране, родах, сословиях.

47. Если заимодавец подает на востребование денег от должника, пусть заставит должника заплатить сумму, которую заимодавец докажет.

48. Какими средствами заимодавец способен добиться владения своею собственностью, такими средствами он может заставить должника заплатить.

49. Воздействием на нравственность *, преследованием по закону, искусным приемом или силой* обряда — заимодавец может покрыть собственность постепенно⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪

⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪

⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪ть этот долг заимодавцу и еще небольшую пеню сообразно обстоятельствам *.

52. Если должник запирается, будучи вызван во дворец для уплаты, жалобщику следует позвать очевидца, или привести другое свидетельство.

53. Того, кто вызывает в свидетели не присутствовавшего при сделке, лишь повторяющего заявления того, или не замечающего, что его утверждения странные или противоречивые;

54. Или того, кто обещает, что намеревается доказать несоответствия потом; или кто, будучи опрошен по обстоятельствам, утверждаемым им самим, не подкрепляет их;

55. Или того, кто переговаривается со свидетелем в месте, не предназначенном для таких бесед; или кто уклоняется от ответа на вопрос, правильно поставленный, или убегает;

56. Или кто, будучи призван, не отвечает, или не доказывает того, что заявляет; или кто не знает, что сначала, а что потом, лживого в своей жалобе;

57. Также того, кто говорит: "У меня есть свидетельства," – и , понуждаемый представить их, таковых не предъявляет, судья может на этом основании объявить их неправомочными в преследовании.

58. Если жалобщик не говорит *, то может быть наказан телесно, или пеней, согласно закону; если ответчик не защитится в течение трех полумесячий, он проиграл дело *.

59. Вдвойне от той суммы, которую ложно отрицают или на которой ложно настаивают, должны эти двое, выступающие против справедливости, быть наказаны царем.

60. Кто, будучи доставлен заимодавцем и допрошен, отрицает, должен быть обвинен , по крайней мере, тремя свидетелями в присутствии царского волхва.

61. Я полностью объясню, какой вид людей может браться в свидетели при преследовании заимодавцем, и каким образом они должны излагать правду.

62. Домохозяева, мужи с мужским потомством и урожденные князья, баре, или служивые в праве, когда призываются жалобщиком, давать показания; и никто другой, кто бы он ни был — за исключением срочных дел.

63. Праведные мужи всех сословий могут быть призваны в свидетели при преследовании по закону, которые знают свои обязанности, полностью недоступны алчности; но пусть отвергнет тех, у кого все наоборот.

64. Не должны приглашаться те, которые имеют в преследовании свой интерес, ни домашние, товарищи и враги, ни осужденные в прошлом *, ни мучимые болезнями, ни запятнанные *.

65. Царь не может быть свидетелем, ни механики* и актеры, ни Послушник (Щротрия), ни ученики Вед, ни порвавший все привязанности,

66. Ни тот, кто полностью зависим *, ни пользующийся дурной славой, ни батрак (дащью)*, ни тот, кто следует запретным занятиям, ни старик, ни ребенок, ни бобыль, ни низкорожденный муж, ни тот, кто ущербен в органах чувств.

67. Ни тот, кто крайне удручен, ни одурманенный, ни сумасшедший, ни мучающийся голодом или жаждой, ни угнетенный усталостью, ни мучимый желанием, ни злобный муж, ни вор.

68. Женщины должны давать свидетельства для женщин, и для дваждырожденных мужей такие же дваждырожденные мужи, добродетельные служивые для служивых, и мужи низкого рода для низших.

69. Но кто-либо, кем бы он ни был, у кого есть особые сведения: о внутренних покоях, или о чем в лесу, или при смерти, может дать свидетельство между сторонами *.

70. При отсутствии — может быть дано женщиной, ребенком , стариком, учеником, родичем, рабом или батраком.

71. Но следует рассматривать свидетельство детей, престарелых и больных, которые скажут неправду, как неправедных, точно так же, как и душевнобольных*.

72. Во всех случаях насилия и прелюбодеяния, клеветы и нападения не следует проверять свидетелей *.

73. При споре свидетелей царю нужно поддерживать большинство; если равны в числе — то тех, которые отличаются добрыми качествами; при разногласии достойных — лучшего среди дваждырожденных.


2871031785052346.html
2871063160522363.html
    PR.RU™