РАССЛАБЛЕНИЕ, УГЛУБЛЕНИЕ И УСИЛЕНИЕ

Существует ряд способов, позволяющих довести расслабление пациента до уровня, на котором возможно использование терапевти­ческих образов.

Применение техники CV-4 с мысленным внушением приводит пациента в требуемое состояние без всяких слов. Такой подход пред­почтителен для пациентов, которые с подозрением относятся к гипнозу, психотерапии и подобным вещам. Когда состояние расслабленности будет достигнуто (это всегда можно почувствовать руками), можно приступать к внушению терапевтических образов и диалогу.

Именно CV-4 я использовал для приведения пациента в рас­слабленное состояние и применения терапевтических образов и диалога с 40-летним японцем, не говорящим по-английски. Дело происходило в декабре 1988 года во время проведения курса телесно-эмоционального освобождения. Результат превзошел мои ожидания. Если до сих пор у меня еще оставались сомнения относительно применения CV-4 с мысленным внушением в качестве расслабляющего средства, то они полностью исчезли на том сеансе.

Разумеется, существует множество релаксационных методик, включающих словесное внушение, фиксацию взгляда, дыхание и другие добровольные действия пациента. Можно внушить, что тело становится расслабленным и тяжелым. Обычно расслабление начинается в области ступней. Это очень приятное ощущение. Оно поднимается по ногам к коленям, по бедрам к поясу и так далее к голове, рукам и пальцам. Продвигайтесь очень медленно. Называйте при этом как можно больше частей тела. Чаще говорите об ощущении приятной тяжелой расслаб­ленности. Внушайте пациенту, что напряжение уходит.

Прежде я часто использовал метод фиксации взгляда, но в послед­нее время обращаюсь к нему реже. Для фиксации взгляда попросите пациента пристально разглядывать маленький предмет. Внушайте ему, что глаза устают, предмет виден то ясно, то нечетко, и в конце кон­цов, веки тяжелеют и опускаются. Не спешите, повторяйте это нес­колько раз. Когда глаза закроются, внушайте, что тело расслабляется. Можно внушить, что энергия напряжения тела может быть использована для концентрации на выбранном предмете. На потолке моего кабинета было черное пятно, которое я использовал для фиксации взгляда (это называется докраниосакральной терапией).

Для достижения состояния расслабленности, облегчающего работу с терапевтическими образами и диалогом, многие врачи используют технику глубокого дыхания. Я почему-то редко применяю этот способ для релаксации и в терапевтических целях. Метод вполне оправдан, и я в свое время испытал его на себе, но он показался мне неестествен­ным. Возможно, в будущем я обращусь к данной технике релаксации.

Для погружения в состояние релаксации или, что более точно, укрепления связи между сознанием и неосознаваемым, я обычно прошу пациентов сосредоточиться на описании образа, который они видят, чувствуют, осязают, ощущают на вкус, воспринимают тем или иным способом. Чем больше деталей, тем глубже релаксация, тем крепче связь между сознанием и неосознаваемым. Когда, например, пациенты просят своего внутреннего доктора предстать перед ними, часто возникает образ мудрого старика. Если этот образ неясный и пациенты не получают ответов на свои вопросы, значит контакт между сознанием и неосозна­ваемым установлен, но соединение это пока непрочное.



Для укрепления связи сознания с неосознаваемым нужно все просьбы и вопросы к образу произносить вслух. Попросите пациентов повторять вслух ответы образа. Такой вид общения способствует углублению состояния расслабленности и содействует возникновению образов. Как уже говорилось, разговоры вслух помогают преодолевать начальное сопротивление, вызванное негативным отношением и волнением. Некоторым пациентам требуется поддержка, чтобы заговорить с образом вслух. Если это представляет для них трудность, значит, вам нужно провести описанную выше терапию горла и рта. Следует обратить внимание на пятую чакру.

Когда пациент начинает беседовать с образом вслух, я направляю их внимание на детали. Для этого также требуется поддержка врача: «Итак, вы видите мудрого старика. У него есть борода? Она длинная? Подстрижена или нет? Какого она цвета? Вы видите усы?» Расспра­шивайте о волосах, обуви, весе, росте, руках и так далее. Обычно вопросы о глазах я оставляю на потом, когда вижу, что пациент вос­принимает образ спокойно. Глаза зловещего образа могут напугать пациента. Каждая деталь, к которой вы привлекаете внимание па­циента, усиливает связь сознания с неосознаваемым.

После подробного описания образа и налаживания уверенного диалога вслух, я обычно спрашиваю пациента, не может ли образ говорить со мной напрямую с помощью его голоса. Если образ согласен, тогда я спрашиваю разрешения у пациента на то, чтобы образ говорил его голосом. Обычно у пациента не возникает возражений, но мне хочется получить словесное подтверждение, чтобы образ его слышал.

После установления связи между образом, пациентом и вами дальнейшая работа по релаксации и погружению уже не требуется. В случае необходимости я, как правило, снова возвращаюсь к деталям или выясняю наличие сопротивления, требующее внимания.


2726039228925961.html
2726100181191216.html
    PR.RU™