Товарное производство и рынок. Роль рынка в развитии товарного производства.

Товарное производство — тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты.

Значит, товарное хозяйство — это система организационно-экономических отношений, благодаря которой обеспечивается равносторонний прогресс экономики. При углублении разделения труда расширяется применение все более совершенной техники. Это вызывает невиданный ранее рост выработки продукции. А благодаря повышению производительности труда увеличивается выпуск продукции в расчете на душу населения. К тому же создается возрастающее многообразие продуктов, предназначаемых для обмена на рынке на другие изделия.
Товарное хозяйство включает такие общие организационные связи, которые могут обслуживать самые различные социально-экономические системы. Однако при этом объем и значение производства товаров и их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет исторический характер: оно существенно изменялось на протяжении всей истории.
Прежде всего важно выявить генезис (происхождение) товарного производства. Одной из причин его возникновения является общественное разделение труда. В итоге возникает несколько форм разделения труда: международное (между странами), общее (между крупными отраслями народного хозяйства — земледелием, промышленностью и т. д.), частное (деление внутри крупных отраслей на подотрасли, виды производства) и единичное (внутри предприятий — на разные их подразделения).
Другой причиной является хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта. Данное организационное отношение органически дополняет общественное разделение труда: человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность. Это одновременно усиливает его зависимость от других товаровладельцев и порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать связи через рынок.
Хозяйственное обособление людей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным, когда товаропроизводитель — частный собственник. В меньшей мере обособление достигается, если какое-то имущество отдается в аренду — временное владение и пользование: тогда на какой-то период хозяйство ведет арендатор. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство. Это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.
Между тем формы собственности порождают разные виды товарного производства. В зависимости от форм собственности и организационных отношений образуются два вида товарного производства. Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников, в котором применялся ручной труд. В этом случае из-за низкой выработки товарное производство соседствует с господствующим натуральным производством. При капитализме главные позиции в экономике занимает развитое товарное хозяйство.
На фазе классического капитализма развитое товарное хозяйство становится всеохватывающим. Все создаваемые блага превращаются в рыночные продукты. Предметом купли и продажи становится наемный труд.
Но на современной стадии производства в результате активной экономической роли государства в макроэкономике выделился нетоварный сектор. В него вошло производство нерыночных благ (это- фундаментальные научные исследования, бесплатные виды образования, основная продукция военно-промышленного комплекса и др.). Как мы увидим в следующем параграфе данной темы, нетоварные вещи и услуги составляют особый класс современных благ.





Рынок– это совокупность экономических отношений по поводу купли- продажи товаров и услуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.
Сущность рынка.
Рынок- это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.
Причины возникновения:
1. потребности людей2. ограниченность всех ресурсов – труда, земли, других материальных средств производства. 3. общественное разделение труда – повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. 4. экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности5. самостоятельность товаропроизводителя
Структура рынка :
Структура рынка= Рынок рабочей силы+финансовый рынок(ссудного капитала)+рынок средств производства+рынок услуг+рынок технологий+рынок духовных благ
Осн функции рынка:

1. информационная: информирует общество о состоянии экономики

2. посредническая: соединяет в единую систему экономически обособленных агентов рынка

3. регулирующая: капиталы и ресурсы переливаются из отраслей с низкой прибылью в отрасли более доходные.

4. ценообразующая: рынок признает лишь общественно необходимые затраты и ,соотв., рыночные цены.

5. стимулирующая: стимулирует экономить затраты, труд и ресурсы.

6. созидательно- разрушительная: разрушение старой и формирование новой структуры хозяйства.

7. санирующая, оздоровительная: очистка общественного производства от экономически нежизнеспособных субъектов и стимулирование высокоэффективных.

8) дифференцирующая: рынок обогощает одних и разоряет других субъектов.
Виды рынков

1. по характеру конкуренции (классический рынок или рынок совершенной конкуренции и современный рынок(моноп.,олигоп. и т.д.)

2. с точки зрения объекта купли- продажи(14 видов: потребительский рынок, рынок средств производства, земли, недвижимости, рабочей силы, технологии, услуг, валютный, фондовый, страховой рынок, рынок информации, интелектуальной собственности, произведений искусства, рынок отдельных товарных групп)

3. с точки зрения субъекта (покупателя, продавца, посредника, промежуточных продавцов, государственных учреждений)

4. по характеру продаж (оптовый и розничный)

5по уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса (рынок равновесный, дефицитный, избыточный)

6с точки зрения соответствия функционирования рынка действующему законодательству (легальный, нелегальный)

с точки зрения транспортно-географического фактора (местный, региональный, национальный, мировой).

РОЛЬ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ

Товарное производство такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Такая система обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукты.

Во-первых, производство товаров, основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хозяйственными единицами. Его развитие предполагает прогресс производства: рост квалификации и умения работников, а также изобретение машин, которые облегчают и сокращают труд, позволяют одному человеку выполнять работу нескольких. Увеличение выпуска благ на специализированном предприятии создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.


2717066063083565.html
2717099116321369.html
    PR.RU™