Нарушения письменной речи

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляется в трудности узнавания букв, в слиянии букв в слоги и слогов в слова. Это вызывает аграмматизмы и непонимание смысла читаемого. Дислексия может быть самостоятельным нарушением, а может наблюдаться при алалии, афазии.
Дисграфия— частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях и пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова иструктуры предложений дисграфия может быть самостоятельным расстройством, а может наблюдаться при ринолалии, дизартрии, алалии, афазии.
В случае несформированности чтения и письма говорят об алексии и аграфии.
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Психолого-педагогическая классификация, разработанная в 6О-х годах ХХ века, используется при разработке методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой классом). Она построена с учетом лингвистических и психологических критериев, среди которых выделяются компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функции речи, соотношение устной и письменной речи. Наоснове этой классификации логопед находит общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, определяет частные проявления и на их основе строит коррекционный процесс. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.
1-я группа. Нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи— нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
2-я группа. Нарушения в применении средств общения. К ним относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможно сочетание заикания с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются как самостоятельные нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия.
Многоуровневое логопедическое заключение
В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение. Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.
Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).
Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено; нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексического, грамматического семантического строя речи.
Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.
На основеклинико-педагогической классификации логопед определяет следующее.
1. Механизм и форму речевого нарушения, т. е. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсо-моторная; дислалия органическая (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая, мозжечковая, мезэнцефальнодиэнцефальная; алалия: моторная афферентная, эфферентная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематичекая, оптическая и др.); дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное).
2. Структуру речевого дефекта, т. е. совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. Вструктуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
З. Речевую симптоматику. Например, нарушения звукопроизношения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистящих ишипящих звуков или их искажения: губнозубной, призубный, межзубный, боковой, носовой, свистящий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [Л], [Л’] или их искажения и другие.
4. Состояние неречевых психических функций: слухового восприятия, внимания и памяти; зрительного восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-пространственных представлений, невербального интеллекта, сферы, особенностей поведения, игровой активности (у дошкольников)
5. Объем нарушения.
На основе психолого-педагогической классификации учитываются лингвистические и психологические критерии. Мы считаем, что в логопедическом заключении целесообразно отразить прежде всего механизм речевого нарушения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и определять методику логопедической работы. Формулировки многоуровневого логопедического заключении могут быть следующие:
Дислалия:
• функциональная моторная дислалия, недоразвитие фонетической стороны речи (ФНР):призубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, параламбдацизм ([Л] [У]);нарушение полиморфное. Нарушения пальчиков и мимической моторики;
• функциональная моторная дислалия, фонетическое, недоразвитие речи: призубный сигматизм свистящих звуков, ламбдацизм (отсутствие звука), дефекты озвончения;нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой и мимической моторики;
• функциональная моторная дислалия, фонетическое недоразвитие речи: ротацизм (отсутствие звука [Р]);нарушение мономорфное. Недоразвитие мимической и артикуляционной моторики;
• функциональная сенсорная дислалия, преимущественное недоразвитие фонетической системы языка: дефекты смягчения, нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков; нарушение полиморфное. Амузия, недоразвитие слухового восприятия и внимания;
• функциональная сенсомоторная дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): преимущественное недоразвитие фонематической системы — анализа, синтеза и фонематических представлений; губно-зубной сигматизм шипящих звуков, замена заднеязычных звуков [К], [Г]на переднеязычные [Т],[Д]; нарушение полиморфное. Амузия, нарушения слухового внимания, тонкой произвольной моторики (пальчиковой, мимической);





• функциональная моторно-сенсорная дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие: губно-зубной сигматизм свистящих и шипящих звуков, параротацизм ([Р]— [Р’]);нарушение полиморфное. Нарушения ручной, пальчиковой и мимической моторики, слухового внимания;
• органическая (механическая) дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): сигматизм шипящих звуков (отсутствие), ротацизм (отсутствие звука [Р]),нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков; нарушение полиморфное. Недоразвитие всех видов моторики (если пожелает, логопед может уточнить: общей, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной).
Ринолалия:
®открытая органическая (врожденная) ринолалия, сквозная расщелина (верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба); общее недоразвитие речи (IIIуровень речевого развития): фонетической — отсутствие губногубных, губно-зубных, свистящих, шипящих звуков, [Р],[Л], заднеязычных, нарушение полиморфное, назализация гласных звуков, кроме [А],и всех согласных; фонематической (анализа, синтеза, фонематических представлений); лексико-грамматической (снижение объема словаря, аграмматизмы). Нарушения слухового восприятий и внимания, психомоторики. Вторично снижены коммуникативная функция речи, мыслительная активность, словесно логическое мышление. Вповедении раздражительность, плаксивость, фиксация на дефекте;
®открытая органическая (врожденная) ринолалия, частичная расщелина твердого неба; общее недоразвитие речи (IIIуровень речевого развития): фонетической — отсутствие свистящих, шипящих, звуков [Р], [Л],нарушение полиморфное — замена заднеязычных звуков на переднеязычные [Т], {Д], назализованность речи; функций фонематической системы дифференциации фонем, фонематического анализа, смыслоразличительной дифференциации фонем); Выраженные аграмматизмы, недоразвита пальчиковая и мимическая моторика. Снижены слуховое восприятие и слуховое внимание, речевая память, мыслительная активность. При формулировке логопедического заключения касающегося ринолалии, необходимо уточнять состояние языковой системы в каждом случае, поскольку вторично может быть преобладающее недоразвитие в той или иной степени какой-либо подсистемы (фонематической, лексической грамматической, семантической) вследствие первичного нарушения фонетической системы.
Дизартрия
(Форма дизартрии определяется по локализации очага поражения нервной системы, а именно дизартрия бульбарная, псевдобульбарная корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая)
- псевдобульбарная дизартрия, недоразвитие (ФФН):межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный ламбдацизм нарушение полиморфное. Несформированность психомоторики слухового восприятия и внимания;
Примечание: логопед в заключении может раскрыть нарушения не только фонетической но и фонематической системы. Тогда логопедическое заключение принимает более развернутый вид:
• псевдобульбарная дизартрия, $ недоразвитие: межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный сигматизм; нарушение полиморфное. Недостаточность фонематическог анализа (простого и сложного по местоположению и количеству звуков в слове). Несформированность психомоторики слухового восприятия и внимания;
• псевдобульбарная дизартрия, ОНР (IIIуровень речевого развития): увулярное [Р},боковое произношение свистящих шипящих, мягких передне- и заднеязычных звуков ({Т’],[Д’], [К’], [Г’], [Х’])и звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема предикативного словаря. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Речевая активность снижена. Несформированность психомоторики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект в пределах средней нормы. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен;
• псевдобульбарная дизартрия. Выраженное недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи и просодии (недостаточная интонационная выразительность голоса, паузации). Боковой сигматизм свистящих, шипящих звуков, велярный ротацизм Нарушение полиморфное. Не дифференцирует звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам ([С]-[Ш], [С]-[С’], [С]-[Ц], [З]-[Ж], [Ш]-[Ж], [Ш]-[Ч],{Р]-[Л]). Элементы лексикограмматического недоразвития: экспрессивные аграмматизмы. Нарушения в общей, ручной, пальчиковой и мимической моторике, в слуховом восприятии, в оптико-пространственных представлениях;
•корковая премоторная дизартрия, ОНР (2-уровень речевого развития): боковое произношение свистящих, шипящих звуков и звука [Р](можно использовать другую терминологию: «боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков; боковой ротацизм»), межзубный ламбдацизм, отсутствие заднеязычных звуков, дефекты смягчения. Нарушение полиморфное. Нарушение слоговой структуры слова (пропуски, замены, повторения слогов) вследствие трудностей переключения от одного языкового элемента к другому; преобладает бытовой словарь; выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы; фраза одно-двусловная. Несформированность психомоторики вследствие затруднения переключения движений, слухового и зрительного внимания, памяти, оптико-пространственных представлений;

• корковая постцентральная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): одноударные [Р], [Р’], отсутствие звуков [Л], [Л’]; постоянные взаимозамены свистящих и шипящих звуков, заднеязычных на переднеязычные. Нарушение полиморфное. Недоразвитие фонематической системы: фонематического анализа и синтеза; лексико-грамматического строя речи: предикативного словаря, функций словообразования. Нарушения психомоторики, слухового восприятия и внимания.
Алалия. Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно помнить, что для детей с алалией типичны не только запаздывание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность нарушения языковой системы: с преимущественным недоразвитием фонематического или грамматического уровня языковой системы или алалия с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем.
В логопедическом заключении отражаются: механизм нарушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития: 1, II, III), б) состояние неречевых психических функций (слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; психомоторики; невербального интеллекта; эмоционально- волевой сферы; особенностей поведения; игровой активности; речевая активность; особенности поведения; состояние игровой деятельности.
Например:
- моторная. (экспрессивная) афферентная алалия ОНР: 1 уровень речевого развития. Патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформированность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена;

- моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Несформированность кинестетической основы речи. 0НР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания , слухового восприятия, оптико-пространственных ориентировок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту;
- моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: 1 уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. избирательный контакт со взрослыми В отношениях со сверстниками — действия рядом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;
- моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: 1 уровень речевого развития.. Фразовая речь отсутствует. Нарушения психомоторики, слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, повышенная истощаемость в
общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована;
- моторная (экспрессивная) алалия. ОНР: II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-двусловная недостаточное развитие психомоторикI4: нарушен переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функции рядообразования в поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;
сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведении и деятельности.

ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Отличие функциональной дислалии от органической (механической) дислалии. При функциональнойдислалии отсутствуют аномалии в строении артикуляторного аппарата. Подвижность артикуляторных органов более сохранна.
Отличие функциональной дислалии от стертой дизартрии.
При стертой дизартрии наблюдаются:
- отягощенный анамнез: патология внутриутробного развития (токсикозы, психотравмы, гипертония, нефропатия и другие заболевания матери). Характерны затяжные роды, легкая асфиксия новорожденных («закричал после шлепков»). Раннее моторное развитие держание головы, сидение, ползание — в норме. Более сложные локомоторные функции несколько задержаны (ходьба с 1 г 2 мес. — 1 г. З мес.). Характерна моторная неловкость, неумение бегать, прыгать, держать ложку, быстрое уставание при ходьбе. дети предпочитают жидкую пищу, густую пищу жуют медленно, долго держат за щекой. Позднее: при рисовании не могут провести ровной линии, не соблюдают форму и размеры рисунков. Речь развивается с задержкой: первые слова в 1,5--2 года, фразовая речь — к 2—З годам., но непонятна окружающим, К 4—5 годам многие звуки появляются спонтанно, речь становится яснее, но в целом остается фонетически не оформленной;
- неточность и слабость артикуляционных движений;
- вялость и ограниченность движений языка: она обусловлена гиперкинезами, вследствие которых язык постоянно подвижен, он как бы не находит нужного положения. Особенно это видно при движении языка вперед, вверх и в стороны. Повторение движения вызывает быстрое утомление, замедляется темп движений, быстро Наступает потеря точности движений. При дальнейшем повторении движения появляется дрожание (тремор языка);
- в состоянии покоя язык неспокоен, напряжен, лежит бугром, постоянно оттягивается в глубь рта, иногда наблюдается западание правой или левой половины языка, тогда он постоянно кренится в одну сторону. При побуждении к действию он сразу становится узким и длинным. Это состояние говорит об изменении тонуса мышц языка в одной или обеих его половинах. Часто кончик языка слабо выражен, т. е. передний край его не вытягивается (при нормальной подъязычной связке). Ребенок не может произвести движения кончиком языка, долго не ощущает его положения во рту, что говорит о паретическом состоянии мышц языка;,
- может быть парез подъязычного нерва и изменения тонуса, его следствием является стертая, не резко выраженная нейродинамическая симптоматика: движения, хотя и выполняются в полном объеме, замедлены, напряжены, быстро истощаемы, требуют от ребенка усилий;

- характерна мозаичность симптоматики с преобладанием то лицевого, то языкоглоточного, то подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений. При нарушении лицевого и подъязычного нервов страдают губные и язычные звуки. При нарушении подъязычных нервов имеются отклонения кончика языка в сторону пареза, ограничение подвижности кончика и средней части спинки языка. При подъеме кончика языка зазубно средняя часть спинки языка быстро опускается на стороне пареза, что обусловливает боковую струю воздуха при произношении шипящих звуков и звука [Р]При нарушении языкоглоточных нервов имеются расстройства фонации, назализации, нарушения произношения звуков [К], [Г],[Х];
-нечеткое произношение гласных звуков, а при функциональной дислалии согласные звуки сохранны;
-нарушено произношение простых и сложных по артикуляции согласных звуков, а при функциональной дислали только сложных (свистящих, шипящих, [Л], [Р]).Кроме того, при функциональной дислалии нарушается произношение отдельных согласных звуков или группы звуков, и это является единственным нарушением.
При дизартрии часто встречается нарушение произношения следующих согласных звуков: межзубное произношение [Т],[Д], [Н], [Л];отсутствие звука [Р]; горловое (велярное или увулярное) [Р]; боковое произношение свистящих, шипящих и звуков [Р], [Р’]; замена звуков [Р], [Р’] на [Д], [Д’]; формирование шипящих звуков в более простом, нижнем произношении; замена шипящих звуков свистящими звуками; дефекты звонкости как частичное нарушение голоса; смягченность речи вследствие спастического напряжения средней части спинки языка. Дети со стертой дизартрией часто испытывают трудности в обучении грамоте. Недостатки устной речи — нарушения озвончения, трудности в овладении структурой слога, замены звуков отражаются на письме.
При дизартрии очень затруднена автоматизация звуков, что связало с плохой подвижностью артикуляционного аппарата при переключении от фонемы к фонеме, от слога к слогу
(в более тяжелых случаях), а в более легких случаях затруднено переключение от слова к слову. Новый звук может произноситься в словах с более легкой конструкцией - в двухсложных словах из двух открытых слогов. При более сложной слоговой структуре слов (стечение согласных, закрытые слоги) вновь поставленный звук опускается яли искажается.
Наблюдаются нарушения сенсорных функций (зрительная агнозия, нарушения фонематического слуха), которые приводят к появлению оптических и акустических ошибок.
Требуется комплексная и специальная коррекционная работа: помимо логопедических занятий необходимо проводить медикаментозное лечение, физиотерапию, ЛФК, логопедический массаж, логопедическую ритмику.
При дизартрии могут быть не только фонетические, но и фонационные, просодические и дыхательные нарушения.
Отличие функциональной дислалии от ринолалии. Прифункциональной дислалии отсутствуют: как врожденные, так и приобретенные аномалии в строении артикуляторного аппарата (расщелина верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, отсутствие или раздвоение маленького язычка, укорочение мягкого неба и другие аномалии); нарушения неречевого и речевого дыхания; назализация гласных и согласных звуков; нарушения общей моторики; физическая ослабленность детей; выраженные эмоционально-волевые нарушения.
Отличие моторной (экепрессивной) алалии от сенсорной алалии. При экспрессивной алалий: сохранно восприятие речи на перцептивном уровне; соответствующее возрасту понимание речи; понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; хорошее слуховое внимание; отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения (дети с импрессивной алалией, как правило, многое повторяют, но не понимают повторенного); стремление к языковой (вербальной и невербальной) коммуникации; использование мимико-жестикуляторной речи, мелодики, звукоподражания, «звуковых жестов» как компенсаторных средств; намного лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от слухонемоты. При экспрессивной алалии: сохранность слуховой функции; возможность (правда, ограниченная и в целом дефектно-про- являющаяся) спонтанного усвоения языка; наличие даже в тяжелых случаях элементарной звуковой речи (отдельных слов-корнёй, псевдослов, звукоподражаний). У глухого йе вне специального обучения речь не проявляется; сохранна просодия (мелодика, ритм, паузация, ударение), у глухих она нарушена; мимико-жестикуляторная речь обычно сопровождается словами (если они у ребенка имеются) и невербальными вокализациями, чего не наблюдается у глухих.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки речевого развития. При экспрессивной алалии: имеется не только задержка темпа нормального усвоения языка, но, прежде всего, патологическое развитие языка — нарушение структур- но-функциональной стороны языка; выражены нарушения в синтаксической, морфологической, лексической и фонематической подсистемах языка, которые не в полной мере соответствуют специфике детской речи на ранних этапах ее развития; дети с задержкой речевого развития нередко спонтанно, вне специального обучения, полноценно овладевают языком, чего обычно не наблюдается у детей с алалией.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от фонематической дислалии. При фонематической дислалии основными симптомами являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстройства языковой системы.
Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической и лексической подсистем). У части детей с алалией отмечается преимущественное расстройство какой-либо из них. На поздних этапах развития алалии, когда в речи некоторых детей выявляются только фонематические нарушения, а расстройства других подсистем языка могут отсутствовать или же быть невыраженными, возникают трудности в различении фонематической дислалии и алалии. В таких случаях решающее значение для дифференциального диагноза имеет анамнез.
Отличие моторной (экепрессивной) алалии от анартрии и дизартрии. У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляционный акт.
У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляционного компонента речи составляет суть их патологии. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии — только одна из его подсистем, фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одновременно может быть и алалия). При алалии расстройства произношения звуков являются следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования единиц. У детей же с анартрией и дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций.
В последующем сравнении сопоставляются алалия и дизартрия. При алалии многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям и перестановкам), имеют одновременно правильное произношение; при дизартрии только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение. При алалии преобладают разнотипные нарушения произношения звуков (сосуществование его искажения, замены, пропуска и пр.), при стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо только искажение, либо замена, либо пропуск и т. д.). При алалии в нарушениях произношения доминируют замены звуков, при стертой дизартрии доминируют искажения. При алалии наблюдаются искажения небольшого количества звуков, при стертой дизартрии преобладают искажения звуков.
При алалии искажаются преимущественно сложные по артикуляции звуки, при стертой дизартрии происходит искажение как сложных, так и простых по артикуляции звуков; при алалии может быть и искаженное, и правильное произношение одних и тех же звуков, при стертой дизартрии для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение; при алалии наблюдаются замены артикуляторно сложных и артикуляторно сложных и простых звуков, при стертой дизартрии — замены преимущественно артикуляторно сложных звуков; при алалии преобладают непостоянные и постоянные замены звуков, как правило, разнообразные, при стертой дизартрии — однообразные замены.
При алалии взаимозамены звуков достаточно часты, при стертой дизартрии — сравнительно редки; при алалии преобладают непостоянные пропуски звуков, при стертой дизартрии — постоянные пропуски; при алалии наблюдаются пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков, при стертой дизартрии — преимущественно артикуляторно сложных звуков.
При моторной алалии повторения звуков довольно часты, при стертой дизартрии относительно редки; то же относится к перестановкам.

При алалии произношение звука в составе слогов полностью или относительно сохранно, а в составе слов часто нарушено, при стертой дизартрии — нарушение звука и в слогах, и в словах.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детской моторной афазии. Отличие в анамнезе: действие патологических факторов при алалии наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды, при детской афазии — после 3-х лет. При алалии имеется недоразвитие речи как системы, при детской афазии наблюдается большая избирательность поражения какой-либо подсистемы (лексической, грамматической, фонематической). При алалии необходимо целенаправленное коррекционное развитие речевой функциональной системы, при детской афазии возможно спонтанное восстановление речи. -
При детской афазии ярче выражены симптомы локальных поражений головного мозга.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от органической (механической) дислалии. При алалии неправильно функционируют все языковые подсистемы, при органической дислалии неправильно функционирует прежде всего фонетическая подсистема. При алалии наблюдаются непостоянные и разнообразные замены, пропуски, перестановки и повторения звуков при сохранной, как правило, просодии. Причем эти симптомы у детей с алалией обусловлены не сенсомоторными расстройствами, а расстройствами структурно-функциональной стороны языка, и поэтому могут быть квалифицированы как фонематические (в отличие от сенсомоторных — фонетических). При органической дислалии в основном характерны искажения произношения звуков и нарушения просодики.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от афонии. При алалии имеются невербальные вокализации: мелодика, звукоподражания. При афонии обязательно фониатрическое обследование и лечение.

Отличие моторной (экспрессивной)алалии от нарушенияразвития речи, обусловленного умственной отсталостью. Алалия это форма патологии речевой деятельности, которая возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности, а имен но результат не усвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности у детей неязыковых психических процессов. Нарушения развития речи, обусловленные умственной отсталостью, являются результатом патологии познавательной деятельности.
При алалии лучше понимание речи, особенно при восприятии сложных синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами действительности. При алалии имеется попытка выражать в речи причинно следственные связи доступными детям языковыми средствами. Такие попытки имеются даже у детей с самой тяжелой степенью расстройства языковой системы, если принимать во внимание ситуацию, контекст высказывания и невербальные языковые средства (интонацию, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическую речь). Умственно отсталые либо вовсе не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них.
При алалии имеются формально-языковые нарушения речи, которые проявляются в аграмматизме (на уровне синтаксиса связного текста и отдельные высказываний, на морфологическом уровне), а также в трудностях поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования. У умственно отсталых речь логически бедная или даже алогичная может быть правильной в формально-языковом, в частности, в грамматическом отношении.
дети с алалией обладают довольно большим запасом так называемых «предметных знаний», но часто не могут актуализировать их в речи. У детей с умственной отсталостью запас этих знаний предельно ограничен, а нарушений их актуализации в речи может и не быть.
У детей с моторной алалией в большинстве случаев сохранно невербальное мышление (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение); степень обучаемости при моторной алалии выше, чем при наличии умственной отсталости.
У детей с моторной алалией имеется критичное отношение к своей речи.
Отличие моторной (экспрессивной)алалии от детского аутизма (синдром Каннера). У детей с моторнойалалией имеется сохранность постоянных реакций на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют на обращенную речь. У детей с алалией отсутствуют типичные для детей с аутизмом психопатологические симптомы.
дети с алалией обладают экспрессивной речью, и они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), а также хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь. У детей с моторной алалией отсутствуют непосредственные и отставленные во времени эхолалии.
У детей с аутизмом имеется одновременное употребление «лепетных» и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний; своеобразное нарушение просодии (чрезмерное замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение).
При моторной алалии имеется стремление к контактам, за исключением случаев речевого негативизма у детей с моторной алалией наблюдается интерес к новому; адекватность эмоций.
У детей с алалией отсутствуют стереотипии в движениях и действиях.

Приложение
ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ
Схема анализа логопедического занятия в речевойгруппе детского сада
Тема, логопедические и педагогические цели занятия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы и возрасту детей.
Принципы построения занятия.
Разделы занятия.
Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию неречевых психических функций и речевой функции.
Использование индивидуального подхода к детям. Наглядно-дидактическое оформление занятия. Проведение занятия в едином игровом сюжете и в соответствии с лексической темой занятия.
Использование на занятии средств логопедической ритмики.
Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и др.
Заключение о коррекционной результативности занятия.
Схема анализа занятия по логопедической ритмике. Тема занятия, ее соответствие лексической теме.
Цели: логоритмические, музыкальные, воспитательные. Соответствие занятия этапу логопедической коррекции, возрасту детей.
Соответствие использованного на занятии речевого материала (распевок, песен, хороводов, стихотворений и др.) речевым возможностям детей.

Принципы построения занятия, разделы. Применяемые на занятии методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые описания; словесные: пояснения, указания, беседа, вопросы, команды, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ и др.).
Направленность каждого раздела занятия на развитие неречевых и речевых функций детей.
Итог занятия; ответы на вопросы по содержанию, рассказ детей о том, чем они занимались, в какие игры играли и т. п., и эмоциональная оценка деятельности детей логопедом или музыкальным руководителем.
Схема анализа занятия воспитателя в речевой группе детского сада
Тема занятия.
Цели: педагогические, коррекционные (логопедизация занятия), воспитательные.
Соответствие этапу логопедической работы, т. е. учет речевых возможностей детей, состояния их неречевых функций, специфических форм речи.
Принципы построения занятия, разделы. Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, невербального мышления, психомоторики, мимики и др.).
Использование игр и упражнений для развития просодии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы голоса, тонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения и др.).
Подчинение занятия единому сюжету, обусловленному лексической темой, которой подчинены все разделы занятия (или тема занятия раскрывается с помощью набора различных, не связанных между собой игр и упражнений).
Умение воспитателя реализовать индивидуальный подход к детям.
Заключение о коррекционной направленности занятия.


Литература
1. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи. — СПб., «Сайма», 1993.
2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей.— СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1993:
З. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.— СПб., «Сайма», 1993.
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов пед. институтов. Изд. 2, испр. и дополн. — СПб.:
«Петербург ХХI век», 1998.
5. Ковшиков ВА. О дифференциальной диагностике экспрессивной алалии //Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления, — Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1984.
6. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. — М., «Просвещение», 1968.



2714419656424012.html
2714483644981071.html
    PR.RU™