ОБРАЗ ТЕЛА. на собственный образ тела, используя его в качестве основы




на собственный образ тела, используя его в качестве основы. Если он не испытывает чувства телесного удо­вольствия, то будет рисовать фигуру, «выбросив» из нее многие детали, части тела или черты.

Как искажается образ тела? Отвечая на этот воп­рос, необходимо знать, как этот образ развивается. Ис­следования показывают, что он формируется путем синте­за ощущений, возникающих при бесчисленном количестве контактов между родителями и ребенком. Ощущения мо­гут быть окрашены позитивно и негативно, в зависимос­ти от того, чувствуются ли они как удовольствие или как страдание или боль. Положительные ощущения благопри­ятствуют формированию ясного и интегрированного об­раза тела. Отрицательные ведут к искажению или разры­вам в том представлении о собственном теле, которое получает человек.

Вот как говорят об этом С.Ф.Фишер и С.И.Клив­ленд: «[Родительское] отношение к нему [ребенку] выра­жается в том, как они [родители] относятся к удовлетво­рению его потребности в пище, к его ощущению голода, как они берут его на руки и нянчат, и как они приучают его регулировать процессы мочеиспускания и дефека­ции».26 «Как» означает качество прикосновения, взгляд глаз, мягкость обращения. Все это регистрируется в со­знании ребенка в виде телесных ощущений, которые бу­дут влиять на его образ тела.

Когда образ тела неполон, это всегда говорит о нарушенных отношениях между матерью и ребенком, по­скольку мать — это человек, который больше всех вовле­чен в физические потребности малыша. Отвергающая мать депривирует ребенка, не давая ему возможности пережить телесное удовольствие при интимном физическом контак­те с ней. Властная мать отрицает право ребенка на пере­живание собственного тела ради ее собственного удоволь­ствия и удовлетворения.

Поскольку в раннем возрасте отождествление оз­начает для ребенка прежде всего отождествление с соб­ственным телом, качество физического контакта между


ним и матерью будет определять его чувства к собствен­ному телу и природу телесного отклика на жизнь. Теп­лые, нежные и заботливые руки порождают у ребенка при­ятное чувствование собственного тела и укрепляют его желание дальнейшего контакта с миром. Взгляд матери оказывает сильное влияние на отзывчивость глаз ребенка. Мягкие, любящие глаза матери резко отличаются от хо­лодных и ненавидящих.

Во взрослой жизни образ тела выполняет две важ­ные функции. Он служит моделью для сознательного пред­ставления о моторной активности. Сознательно направ­ленная моторная активность является предсознательно прорепетированной раньше попыткой осуществить актив­ность. Согласованность движений визуализирована в тер­минах образа тела. Неадекватный образ тела будет уве­чить разыгрываемый «спектакль». Образ тела служит ло­кализации ощущений. Способность определить локализа­цию ощущения зависит от хорошо сформированного об­раза тела. Маленькие дети не могут описать локализацию боли, потому что их образ тела еще неясен. По этой же причине шизофреник затрудняется указать локализацию своих телесных ощущений.



Образ тела может усиливать один тип активности и препятствовать другому. К примеру, игрок в бейсбол, который ясно видит себя грациозно и координированно бьющим по мячу, вполне может оказаться неспособным представить себя столь же грациозно танцующим танго. В этом случае можно сказать, что в его образе не хватает тех качеств, которые необходимы для танцевания. Речь идет не о координации. Каждый из этих видов активнос­ти имеет свое эмоциональное значение. Бейсбольный удар обладает дополнительным агрессивным смыслом, в то вре­мя как танцевание танго предполагает чувственность и сексуальность.

В образе тела шизоида не хватает тех качеств, которые относятся к экспрессии чувств. Он видит свое тело неэкспрессивным и лишенным отклика, и его рисун­ки человеческой фигуры отражают эти ограничения. Что



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ОБРАЗ ТЕЛА




касается эго-представления, то здесь дело может обсто­ять совсем иначе: человек может представлять себя чув­ствительным, понимающим и симпатизирующим. Но чего он не может сделать, так это примирить свою сензитив-ность с отсутствием теплоты, симпатию — с отстраненно­стью, понимание с импотенцией. Рисунки пациентов-ши­зоидов демонстрируют общие характерные особенности: фигуры людей безжизненны, часто гротескны, стилизова­ны или «не прорисованы». Они выглядят, как статуи, кло­уны, куклы, призраки, зомби или чучела.

МАСКА КЛОУНА

Довольно часто нарушение образа тела выражает­ся таким образом, что фигура человека, нарисованного шизоидом, выглядит клоунской. Рисунок 8 — типичный пример. Его нарисовал Пол, о котором я говорил в тре­тьей главе.

Когда я попросил Пола прокомментировать ри­сунок, он сказал: «Он добродушен... он, как ребенок, но он пуст. Он пытается сказать, что он не злой. Он изоб­ражает из себя дурака, чтобы люди подумали, что он глуп и одномерен. Это служит его цели. Я тоже долго играл дурака. Теперь я стараюсь быть просвещенным и философствую. Я никогда не переставал валять дурака, хотя и прибегал ко множеству ухищрений, чтобы скрыть это.»

Какова его цель? Что старается скрыть клоун? Было бы вполне естественно предположить, что за мас­кой клоуна лежит глубоко скрытая печаль и трогатель­ная тоска. Что касается Пола, то это почти правда, ведь он пережил временную парализацию, когда попытался выразить свое страстное стремление. Я считаю, что это так и в случаях других пациентов, которые изображают из себя дураков или адаптируют роль клоуна. Однако, рисунок Пола демонстрирует еще и вытесненную нена­висть, которую выражают, напоминающие шипы или



Рисунок 8

иглы пальцы. Пол описал руки на своем рисунке следу­ющим образом: «оторванные и болтающиеся», опреде­лив этим, что они неадекватны как органы агрессии и оторваны от чувства ненависти, заключенного в них.


2712098068537612.html
2712157776909853.html
    PR.RU™